Из книги В.В.Латышева "Очерк греческих древностей"
Устройство театрального здания.
читать дальшеОсновной план здания
Греческий театр (to qeatron - cлово qeatron встречается в разных значениях. Им обозначаются: а) пространство или часть здания, занимаемые зрителями драматического или иного зрелища, б) самое собрание зрителей, наконец в) все здание, предназначенное для драматических или иных представлений.), своим устройством весьма значительно отличавшийся от наших современных театров, состоял из трех частей: а) собственно театра или мест для зрителей, б) орхестры и в) части, называвшейся skhnh. О происхождении и постепенном усовершенствовании устройства этих основных частей театра у нас нет достоверных свидетельств, но есть возможность делать правдоподобные заключения из преданий, истории развития драмы и сохранившихся памятников. Мы уже видели, что драма постепенно развилась из песен и плясок хора, окружавшего жертвенник Диониса Первоначально эти песни и пляски, быть может, совершались всеми участниками празднества, но впоследствии, когда песни уже подверглись более или менее художественной обработке, так что для их исполнения стали требоваться известная подготовка и уменье, члены хора выделились из среды присутствующих, которые остались только зрителями и, естественно, стали обступать хоревтов более или менее тесным кружком. Затем, как мы уже видели, одно лицо стало выступать из хора и обращаться к нему с речами. На некотором расстоянии от того места, на котором действовал этот исполнитель-актер, ставился шалаш (или палатка), из которого актер появлялся и в который он уходил, чтобы в промежутки драматического действия, наполненные песнями хора, менять маски и костюмы. После этого зрители уже не могли становиться вокруг актеров, а должны были собираться только с трех сторон или полукругом; при большом стечении зрителей те из них, которые стояли в задних рядах, могли видеть хор и актеров только стоя выше передних рядов, это повело к устройству для зрителей деревянных подмостков (ikria), возвышавшихся в виде ступеней по мере удаления от сцены и сохранивших полукруглую форму как наиболее удобную. Так естественным путем сформировался план театрального здания, место действия хора и актеров с жертвенником, вокруг которого становился хор, заняло середину здания и стало называться орхестрой; за кругом, вид которого имела орхестра, ставилась skhnh, а с другой стороны орхестру стали огибать в виде полукружия места для зрителей. Но этому плану, как самому целесообразному, стали строиться и постоянные каменные театры, многочисленные развалины которых, сохранившиеся до наших времен в разных областях эллинского мира, невольно возбуждают к себе удивление своей величественной красотой и удобством расположения. Римский архитектор Витрувий Поллион, живший при Юлие Цезаре и Августе, в своем сочинении «Об архитектуре» (De architectura) между прочим оставил нам подробные указания относительно плана греческого и римского театра. План греческого театра он представляет следующим образом: нужно начертить круг, соответствующий предполагаемой величине орхестры; в него вписываются три квадрата так, чтобы их углы, касаясь окружности, делили ее на 12 равных частей.
Сохранившиеся развалины греческих театров представляют в деталях значительные различия и отступления от плана Витрувия, но при этом нужно принимать во внимание, что они строились не одновременно, а на протяжении нескольких столетий, что многие из них в римские времена переделывались, приближаясь при этом к типу римского театра, в некоторых отступления от основного плана при постройке обусловливались особенностями местности, средствами строителей, роскошью или модою и пр.
Скена
Мы уже видели, что в древнейшие времена, когда возникли первые зачатки драмы, действующее лицо выходило к хору и зрителям из шалаша или палатки, skhnh. Впоследствии эта палатка была заменена деревянным зданием, из которого актеры выходили на место действия. Это здание сохранило за собой название skhnh (мы будем называть его скеной во избежание смешения с теперешним употреблением слова сцена). С IV в. стали строить каменные здания скены, а перед ними для каждого представления возводили временную деревянную стену (proskhnion), служившую декорацией. Около I в. до Р. X. этот временный проскений был заменен постоянным, т. е. каменной колоннадой, в которой промежутки между колоннами, за исключением немногих, служивших дверями, закрывались досками (pinakeV), на которых помещались различные картины и которые могли быть переменяемы, смотря по тому, каких перемен в декоративной обстановке требовало действие той или другой пьесы. На колоннаде, покрывая пространство между нею и передней стеной здания скены, лежал плоский помост. Таким образом, перед зданием скены оказывалась длинная узкая постройка, которая и вся в целом называлась проскением. На плане, помещенном выше, она обозначена прямоугольником вгзж. Проскений имел 10 — 12 футов над уровнем орхестры. Витрувий утверждает, что в греческом театре актеры играли наверху, на помосте, или на крыше проскения. Таково же было мнение, до последнего времени господствовавшее и в новой науке. Теперь оно начинает уступать другому, главным представителем которого является известный археолог и архитектор Дёрпфельд. Тщательно изучив остатки театральных зданий и воспользовавшись давно сделанным наблюдением, что при исполнении многих явлений греческих драм актер и хор должны были действовать в непосредственной близости друг к другу и, следовательно, на одной и той же плоскости, Дёрпфельд пришел к убеждению, что вообще в греческих театрах актеры играли не на скене, т. е. не на проскении, а у проскения, на орхестре, в той ее части, которая прилегала к проскению, что лишь в некоторых случаях, например, при исполнении ролей божеств, актеры являлись наверху проскения и что только в позднейших малоазиатских театрах, а затем в римских, возвышавшийся над поверхностью орхестры помост сделался постоянным местом игры актеров. Теория Дёрпфельда, подробнее всего разработанная им в труде, написанном в сотрудничестве с Рейшем *, не устранила еще всех затруднений, которые встречаются в свидетельствах Витрувия и других позднейших авторов, касающихся устройства греческого театра, но главные ее положения легко согласуются с теми данными, которые представляют остатки древних театральных зданий и устройство действия в сохранившихся греческих трагедиях и комедиях.
Место, с которого говорили актеры, называлось и logeion; с тех пор как таким местом постоянно стал служить высокий помост, он также обозначался этим словом.
Боковые пространства перед зданием скены в древнейших греческих театрах по большей части были открыты, а в позднейших греческих и в римских ограничивались боковыми стенами, за которыми часто находились флигеля, сообщавшиеся со скеной посредством дверей (такие флигеля назывались, вероятно, paraskhnia). Здание скены и боковые флигеля служили сборным местом для актеров, а также для хранения машин, декораций и театральных принадлежностей. Эти здания были крытые, тогда как орхестра и места для зрителей крыш не имели.
Орхестра
Главную часть греческого театра составляло круглое пространство, лежавшее между передней стеной скены и нижним рядом мест для зрителей. Во время представления здесь находился хор, исполняя свои песни и пляски, от которых это пространство получило название orchstra (от orceisqai); по теории Дёрпфельда, здесь же происходило и драматическое действие. Это пространство в древнейшие времена представляло собою ровную площадку, усыпанную землей или утрамбованную глиной; в римские времена, когда орхестра употреблялась для гимнических или гладиаторских игр, встречается название konistra (от koniV, = лат. arena); в римские же времена встречается еще название sigma, происшедшее от того, что обращенная к зрителям полукруглая сторона площадки напоминала собой позднейшую форму греческой буквы С. Для входа в орхестру служили два прохода (parodoi), находившиеся с правой и левой стороны между скеной и местами для зрителей. Мы уже видели выше, что до возникновения драмы дифирамбические хоры исполняли свои пляски вокруг алтаря Диониса. Этот алтарь (qumelh), по-видимому, остался навсегда непременной принадлежностью орхестры; вокруг него группировался драматический хор, причем его предводитель и музыканты становились на ступенях алтаря. Впоследствии название qumelh употреблялось иногда в значении целой орхестры, а в римские времена обозначало даже сцену.
Места для зрителей
Примыкавшее к орхестре пространство, в котором помещались зрители, называлось qeatron в собственном смысле как место, с которого можно было смотреть на представления (qeasqai; зрители — qeatai). По форме это же пространство называлось koilon (лат. cavea). Места для зрителей постепенно поднимались ступенями в виде концентрических дуг над дугой орхестры, так что оба конца их, ближайшие к скене, загибались один к другому, вследствие чего крайние места были неудобны для зрителей; в некоторых театрах это неудобство устранялось тем, что боковые места, выходившие за половину окружности, продолжались параллельно одни к другим, а не по направлению окружности (например, в Афинах и Пирее). Ровно половину окружности места для зрителей занимают только в римских театрах. Греки всегда старались выбирать для постройки театра такую местность, которая представляла бы меньше затруднений и издержек для устройства мест для зрителей и устраняла бы опасность, что они могут обрушиться от большого скопления людей. Наибольшие удобства в этом отношении представлял покатый склон горы, по которому и устраивались сиденья; для боковых мест обыкновенно делались искусственные пристройки. Если не было естественной покатости, то ее заменяли иногда искусственной насыпью, как, например, в Мантинее, Эретрии и пр. Иногда, впрочем, театры устраивались и на ровном месте на массивных фундаментах. Если естественная покатость представляла собой скалу, то прямо в ней вырубались места для сиденья (например, в Херонее, Аргосе, Сикионе, частью и в Афинах), иногда выстилавшиеся потом мрамором; если же покатость состояла из земли, то ее искусственно выравнивали и затем устраивали на ней каменные сиденья Греческие театры были весьма различных размеров: например, в Мегалопольском театре, самом большом из известных нам в Греции, могло помещаться до 44 000 зрителей, в Афинском — до 17 000, самые маленькие театры из числа сохранившихся в развалинах были в Херонее и Псофиде.
Ступени, на которых рассаживались зрители, носили названия: baqra, edrai, edwlia, также qewrhthria (по латыни: ordines, gradus, sedes, sedilia, subsellia, spectacula); слово ikria, обозначавшее деревянные подмостки для зрителей, употреблялось и для обозначения мест в каменных театрах Каждое отдельное место называлось qea, topoV, cwrion (лат. locus), а устроенное в виде кресла — qronoV или kaqedra, словами topoV, cwrion или meroV обозначалась и совокупность мест, предназначавшихся для целых корпораций (например, topoV bouleutikoV, efhbikoV и т. п.), места в самом нижнем ряду назывались proedria, а в первоначальных деревянных театрах — prwton xulon. Ступени делались, по Витрувию), от 1 фута 2 1/2 д. до 1 ф. 6 дюймов вышиною и от 2 до 2 1/2 ф. шириною; приблизительно такие размеры имеют ступени и в сохранившихся развалинах. Передняя часть ступени употреблялась для сиденья, а задняя, обыкновенно несколько углубленная, — для помещения ног зрителей, сидевших в следующем ряду, а также для прохода их на места. Верхняя поверхность плиты для сиденья обыкновенно была горизонтальная, а иногда слегка наклоненная вперед; встречаются также сиденья с углублениями, в которые, без сомнения, клались подушки. Каменные спинки делались редко и то только у рядов, непосредственно примыкавших к проходу; иногда попадаются следы деревянных спинок. Отдельные места, за весьма немногими исключениями, ничем не отделялись одно от другого. Для почетных лиц устраивались особые кресла со спинками, преимущественно в нижних рядах.
Для прохода на места для зрителей устраивались лестницы, восходившие в виде лучей от нижнего до верхнего ряда мест. Для сбережения места лестницы делались очень узкие, достаточные для прохода лишь одного человека (в афинском театре они имеют в ширину немного меньше аршина). Все пространство для зрителей разделялось этими лестницами на клинья (kerkideV, cunei). В больших театрах устраивались один или два широких прохода (diazwmata,baltei, praecinctiones), которые шли параллельно рядам мест от одного конца полукруга до другого; этими проходами ряды делились на два или на три яруса (zwnai).
С обеих сторон, обращенных к скене, пространство для зрителей оканчивалось стенами (analhmmata), которые косою линиею или уступами постепенно понижались соответственно понижению рядов мест; непосредственно за стенами было по лестнице для прохода на места; между стенами и зданием скены были вышеупомянутые проходы (parodoi) в орхестру, через которую зрители по лестницам проходили на свои места; проходы эти были обычно открытые, лишь в театрах римского стиля они имели крыши и тогда назывались yalideV или ayideV. С внешней стороны все пространство для зрителей замыкалось полукруглой стеной, высота которой зависела от свойств покатости (и потому с боков была обыкновенно больше, чем с задней стороны). В более поздние времена вдоль этой стены, за верхним рядом мест для зрителей, устраивались крытые портики, которые могли доставлять зрителям убежище в дурную погоду. В некоторых театрах и с этой стороны были проходы на места для зрителей.
В описанном нами виде театры еще не могли служить для драматических представлений: для них требовались различного рода приспособления, декорации и пр., о чем мы скажем ниже. Представления в V и IV вв. до Р. X. давались только в праздники Диониса, а во все остальное время театральные здания стояли неукрашенными и пустыми; в таком виде они часто употреблялись для различных целей, не имевших ничего общего с драматическими представлениями. Прежде всего они, как в цветущие времена Эллады, так еще более в поздние, служили местом народных собраний. В Афинах уже во времена Демосфена театр был обычным местом собрания той экклесии, которая созывалась по окончании великих Дионисий для обсуждения дел, имевших отношение к празднику. Позднее, приблизительно с половины III в. до Р. X., стали происходить в театре все народные собрания, как регулярные, так и экстраординарные, так что на Пниксе, прежнем месте собраний, народ стал собираться только для выборов магистратов. В других городах Эллады этот обычай также настолько был распространен, что Цицерон видит в нем характерную особенность греческих народных собраний. Эта склонность собираться в театре объясняется, конечно, тем, что театр представлял несравненно более удобное место для размещения собравшегося народа, чем открытая площадь. И в те дни, когда совершались драматические представления, обыкновенно перед началом их, театр служил местом для таких объявлений и провозглашений, которым хотели придать наибольшую гласность и торжественность; так, например, здесь делались провозглашения о венках и других почетных наградах, присужденных народом заслуженным лицам, в Афинах производилось разделение остатков дани, представлялись народу эфебы и сироты убитых на войне граждан, объявлялись имена отпускаемых на волю рабов и пр. До нас дошло из Афин и других государств много почетных декретов, в которых вслед за определением награды делается оговорка, что провозглашение должно быть сделано в праздник Дионисий в театре. Здесь же ставились статуи и делались почетные надписи не только в честь лиц, деятельность которых имела более или менее близкое отношение к театру, как, например, драматических писателей, актеров и музыкантов, но и вообще лиц, оказавших особенно важные услуги государству в военное или мирное время. Театры служили иногда также местом публичных чтений философов, софистов и пр.
Со времен Александра Македонского (благодаря его любви к играм всякого рода, кроме атлетических), театральные представления стали терять свой священный характер и начали устраиваться не только в Дионисовские праздники, но и для торжественного празднования каких-либо важных событий политической и общественной жизни. Рядом с ними стали даваться в театрах и разные другие представления, не имевшие никакого отношения к культу Диониса, как, например, представления фокусников (qaumatopoioi), ученых животных и пр., а впоследствии и перенесенные из Рима гладиаторские игры и звериные травли. В частности, об афинском театре прибавим, что в нем еще со времени Фемистокла происходили раз в год установленные законом петушиные бои.
Театр Диониса в Афинах
До устройства постоянного театра в Афинах возводились деревянные подмостки для зрителей на агоре. Постоянный театр был построен в участке Диониса Элевтерия, находившемся на восточном конце южного склона Акрополя и заключавшем в себе два храма Диониса, фундаменты которых сохранились по настоящее время. Находясь в священном участке Диониса, сам театр назывался to Dionusou qeatron, или to en Dionusou qeatron, или to q. to dionusiakon. O первоначальном виде этого театра у нас нет прямых сведений, о чем приходится тем более сожалеть, что именно в нем ставились самые высокие создания греческой драматической поэзии, принадлежавшие величайшим ее представителям: Эсхилу, Софоклу, Еврипиду и Аристофану. Известно только, что это здание достроил во 2-й половине IV в. известный оратор и политический деятель Ликург во время своего 12-летнего заведования афинскими финансами . С тех пор театр стоял в течение нескольких столетий, время от времени подвергаясь переделкам. Развалины, сохранившиеся после его упадка и разрушения, совершенно скрылись под накопившейся в течение веков землею и только в 1862 г. были вновь открыты при раскопках архитектора Штрака, продолжавшихся Греческим археологическим обществом, а в 1886, 1889 и 1895 гг. окончательно исследованы архитектором Дёрпфельдом. Эти исследования привели к заключению, что сохранившиеся остатки здания скены и мест для зрителей принадлежат именно ликурговскому времени; однако под фундаментами этого здания были обнаружены остатки более древнего сооружения, принадлежащего времени до Персидских войн: найдены две части стены из известкового камня, представляющие отрезки правильного круга; эта стена, вероятно, окружала древнюю орхестру; от мест для зрителей не сохранилось никаких следов; вероятно, это были деревянные скамьи, расположенные по склону горы; здание скены, по мнению исследователей, до Ликурга также было деревянное. Ликурговское здание скены представляло собой продолговатый четырехугольник, по бокам которого выдавались вперед два флигеля (paraskhnia); между ними находилась деревянная декорационная стена (proskhnion). К тому же времени принадлежат мраморные кресла, устроенные для магистратов, жрецов и почетных лиц в нижнем ряду мест для зрителей, но сохранившиеся на них надписи сделаны позднее, в большинстве случаев в начале императорской эпохи *. Позднее, по мнению Дёрпфельда может быть в I в. до Р. Х., деревянный проскений был заменен колоннадой с деревянными pinakeV. Из одной надписи, открытой в театре , видно, что при императоре Клавдии (по всей вероятности — Нероне) было перестроено здание скены, причем, как предполагают ученые, была впервые устроена возвышенная скена, занявшая часть прежней круглой орхестры. В то же время была, вероятно, построена сохранившаяся балюстрада, отделяющая места для зрителей от орхестры, и сама орхестра вымощена мраморными плитами. В III или IV в. по Р. Х сцена вновь была перестроена архонтом Фэдром, о чем свидетельствует сохранившаяся стихотворная надпись.
Форма пространства для зрителей в театре Диониса не совсем правильна; оно образует часть круга, центр которого находился значительно севернее центра орхестры; на северо-востоке этот круг несколько сплющен вследствие того, что скала Акрополя выступает здесь вперед, и с восточной стороны он несколько шире, чем с западной. С северной стороны cavea ограничена искусственно скошенной скалой Акрополя (где в пещере находится ныне часовня Panagia Sphliwtissa), с западной — двумя прочными стенами, с восточной — одной стеной, южная половина которой, как видно из сохранившихся остатков, имела совершенно неправильную форму, со стороны скены cavea ограничена двумя тщательно выстроенными фронтонными стенами, из которых восточная, вследствие указанной неправильности формы театра, длиннее западной на 7 метров. Ступени для сиденья в самом верху высечены в скале, а ниже сделаны из камней, вставленных прямо в землю, без фундаментов. В театре были два diazwmata, из коих верхнее совпадало с дорогой, шедшей через театр с востока на запад, к святилищу Асклепия.
Пространство для зрителей 14-ю лестницами, из которых две крайние лежат у самых фронтонных стен, делилось на 13 клиньев (kerkideV). Большинство мест уничтожено за исключением нижних рядов, ближайших к орхестре. Отдельные места, как кажется, обозначались чертами, врезанными на передней стороне ступеней на расстоянии немного более 1/2 арш. одна от другой; места для ног несколько углублены. На нижней ступени, более широкой чем остальные, стояло 67 кресел из белого пентеликонского мрамора с надписями для лиц, удостоенных проэдрии, именно в 2-х крайних клиньях по 6, а в остальных по 5. Особенно богатыми украшениями отличается стоявшее в середине ряда кресло жреца Диониса Элевтерия. Не сохранилось на местах 15 кресел, но, вероятно, сюда же принадлежат 6 целых или обломанных кресел, найденных в других рядах. За первым рядом находится узкий проход, за которым начинаются обыкновенные места; впрочем во 2, 3 и 5 ряду есть отдельные почетные кресла и, кроме того, на нижних ступенях (не выше 24-й) еще 82 почетных места с надписями, предназначавшиеся преимущественно для жриц *. В некоторых местах театра в разное время были поставлены на пьедесталах статуи выдающихся лиц.
Орхестра имеет форму полукруга и отделена от мест для зрителей хорошо сохранившейся мраморной балюстрадой в l 1/2 арш. высоты. Орхестра искусно вымощена мраморными плитами: за каналом, находящимся непосредственно за балюстрадой, идет по изгибу орхестры узкая полоса из плит пентеликонского мрамора; в обрамленном таким образом пространстве лежат плиты из пентеликонского и гиметтского мрамора, образуя белые и темные ряды; в середине, несколько ближе к скене, чем к балюстраде, лежит 4-х угольная плита из пентеликонского мрамора, образующая середину большого ромба, выложенного плитами из пентеликонского, гиметтского и красноватого мрамора. Эту настилку Дёрпфельд относит к римским временам. Раньше, по его мнению, площадка орхестры была просто усыпана землей или покрыта глиной.
От здания скены сохранилось много фундаментов, принадлежащих разным эпохам. По-видимому, при перестройке здания в начале императорской эпохи стена проскения была выдвинута вперед к орхестре так, что соприкасалась с ее балюстрадой и закрыла собой пароды. Стена была тогда украшена мраморными барельефами, от которых сохранилось 4 плиты в западной ее половине; первая из них представляет рождение Диониса, вторая — почитание его в деревне, четвертая — почитание в городе; на третьей почти те же фигуры, что на 4-й, только в ином порядке. Плиты разделены тремя нишами, из которых в средней сохранилась мраморная статуя сидящего на корточках Силена; она, впрочем, несоразмерна с нишей и, вероятно, вставлена в нее лишь впоследствии, а первоначально имела другое назначение.
Устройство театрального здания.
читать дальшеОсновной план здания
Греческий театр (to qeatron - cлово qeatron встречается в разных значениях. Им обозначаются: а) пространство или часть здания, занимаемые зрителями драматического или иного зрелища, б) самое собрание зрителей, наконец в) все здание, предназначенное для драматических или иных представлений.), своим устройством весьма значительно отличавшийся от наших современных театров, состоял из трех частей: а) собственно театра или мест для зрителей, б) орхестры и в) части, называвшейся skhnh. О происхождении и постепенном усовершенствовании устройства этих основных частей театра у нас нет достоверных свидетельств, но есть возможность делать правдоподобные заключения из преданий, истории развития драмы и сохранившихся памятников. Мы уже видели, что драма постепенно развилась из песен и плясок хора, окружавшего жертвенник Диониса Первоначально эти песни и пляски, быть может, совершались всеми участниками празднества, но впоследствии, когда песни уже подверглись более или менее художественной обработке, так что для их исполнения стали требоваться известная подготовка и уменье, члены хора выделились из среды присутствующих, которые остались только зрителями и, естественно, стали обступать хоревтов более или менее тесным кружком. Затем, как мы уже видели, одно лицо стало выступать из хора и обращаться к нему с речами. На некотором расстоянии от того места, на котором действовал этот исполнитель-актер, ставился шалаш (или палатка), из которого актер появлялся и в который он уходил, чтобы в промежутки драматического действия, наполненные песнями хора, менять маски и костюмы. После этого зрители уже не могли становиться вокруг актеров, а должны были собираться только с трех сторон или полукругом; при большом стечении зрителей те из них, которые стояли в задних рядах, могли видеть хор и актеров только стоя выше передних рядов, это повело к устройству для зрителей деревянных подмостков (ikria), возвышавшихся в виде ступеней по мере удаления от сцены и сохранивших полукруглую форму как наиболее удобную. Так естественным путем сформировался план театрального здания, место действия хора и актеров с жертвенником, вокруг которого становился хор, заняло середину здания и стало называться орхестрой; за кругом, вид которого имела орхестра, ставилась skhnh, а с другой стороны орхестру стали огибать в виде полукружия места для зрителей. Но этому плану, как самому целесообразному, стали строиться и постоянные каменные театры, многочисленные развалины которых, сохранившиеся до наших времен в разных областях эллинского мира, невольно возбуждают к себе удивление своей величественной красотой и удобством расположения. Римский архитектор Витрувий Поллион, живший при Юлие Цезаре и Августе, в своем сочинении «Об архитектуре» (De architectura) между прочим оставил нам подробные указания относительно плана греческого и римского театра. План греческого театра он представляет следующим образом: нужно начертить круг, соответствующий предполагаемой величине орхестры; в него вписываются три квадрата так, чтобы их углы, касаясь окружности, делили ее на 12 равных частей.
Сохранившиеся развалины греческих театров представляют в деталях значительные различия и отступления от плана Витрувия, но при этом нужно принимать во внимание, что они строились не одновременно, а на протяжении нескольких столетий, что многие из них в римские времена переделывались, приближаясь при этом к типу римского театра, в некоторых отступления от основного плана при постройке обусловливались особенностями местности, средствами строителей, роскошью или модою и пр.
Скена
Мы уже видели, что в древнейшие времена, когда возникли первые зачатки драмы, действующее лицо выходило к хору и зрителям из шалаша или палатки, skhnh. Впоследствии эта палатка была заменена деревянным зданием, из которого актеры выходили на место действия. Это здание сохранило за собой название skhnh (мы будем называть его скеной во избежание смешения с теперешним употреблением слова сцена). С IV в. стали строить каменные здания скены, а перед ними для каждого представления возводили временную деревянную стену (proskhnion), служившую декорацией. Около I в. до Р. X. этот временный проскений был заменен постоянным, т. е. каменной колоннадой, в которой промежутки между колоннами, за исключением немногих, служивших дверями, закрывались досками (pinakeV), на которых помещались различные картины и которые могли быть переменяемы, смотря по тому, каких перемен в декоративной обстановке требовало действие той или другой пьесы. На колоннаде, покрывая пространство между нею и передней стеной здания скены, лежал плоский помост. Таким образом, перед зданием скены оказывалась длинная узкая постройка, которая и вся в целом называлась проскением. На плане, помещенном выше, она обозначена прямоугольником вгзж. Проскений имел 10 — 12 футов над уровнем орхестры. Витрувий утверждает, что в греческом театре актеры играли наверху, на помосте, или на крыше проскения. Таково же было мнение, до последнего времени господствовавшее и в новой науке. Теперь оно начинает уступать другому, главным представителем которого является известный археолог и архитектор Дёрпфельд. Тщательно изучив остатки театральных зданий и воспользовавшись давно сделанным наблюдением, что при исполнении многих явлений греческих драм актер и хор должны были действовать в непосредственной близости друг к другу и, следовательно, на одной и той же плоскости, Дёрпфельд пришел к убеждению, что вообще в греческих театрах актеры играли не на скене, т. е. не на проскении, а у проскения, на орхестре, в той ее части, которая прилегала к проскению, что лишь в некоторых случаях, например, при исполнении ролей божеств, актеры являлись наверху проскения и что только в позднейших малоазиатских театрах, а затем в римских, возвышавшийся над поверхностью орхестры помост сделался постоянным местом игры актеров. Теория Дёрпфельда, подробнее всего разработанная им в труде, написанном в сотрудничестве с Рейшем *, не устранила еще всех затруднений, которые встречаются в свидетельствах Витрувия и других позднейших авторов, касающихся устройства греческого театра, но главные ее положения легко согласуются с теми данными, которые представляют остатки древних театральных зданий и устройство действия в сохранившихся греческих трагедиях и комедиях.
Место, с которого говорили актеры, называлось и logeion; с тех пор как таким местом постоянно стал служить высокий помост, он также обозначался этим словом.
Боковые пространства перед зданием скены в древнейших греческих театрах по большей части были открыты, а в позднейших греческих и в римских ограничивались боковыми стенами, за которыми часто находились флигеля, сообщавшиеся со скеной посредством дверей (такие флигеля назывались, вероятно, paraskhnia). Здание скены и боковые флигеля служили сборным местом для актеров, а также для хранения машин, декораций и театральных принадлежностей. Эти здания были крытые, тогда как орхестра и места для зрителей крыш не имели.
Орхестра
Главную часть греческого театра составляло круглое пространство, лежавшее между передней стеной скены и нижним рядом мест для зрителей. Во время представления здесь находился хор, исполняя свои песни и пляски, от которых это пространство получило название orchstra (от orceisqai); по теории Дёрпфельда, здесь же происходило и драматическое действие. Это пространство в древнейшие времена представляло собою ровную площадку, усыпанную землей или утрамбованную глиной; в римские времена, когда орхестра употреблялась для гимнических или гладиаторских игр, встречается название konistra (от koniV, = лат. arena); в римские же времена встречается еще название sigma, происшедшее от того, что обращенная к зрителям полукруглая сторона площадки напоминала собой позднейшую форму греческой буквы С. Для входа в орхестру служили два прохода (parodoi), находившиеся с правой и левой стороны между скеной и местами для зрителей. Мы уже видели выше, что до возникновения драмы дифирамбические хоры исполняли свои пляски вокруг алтаря Диониса. Этот алтарь (qumelh), по-видимому, остался навсегда непременной принадлежностью орхестры; вокруг него группировался драматический хор, причем его предводитель и музыканты становились на ступенях алтаря. Впоследствии название qumelh употреблялось иногда в значении целой орхестры, а в римские времена обозначало даже сцену.
Места для зрителей
Примыкавшее к орхестре пространство, в котором помещались зрители, называлось qeatron в собственном смысле как место, с которого можно было смотреть на представления (qeasqai; зрители — qeatai). По форме это же пространство называлось koilon (лат. cavea). Места для зрителей постепенно поднимались ступенями в виде концентрических дуг над дугой орхестры, так что оба конца их, ближайшие к скене, загибались один к другому, вследствие чего крайние места были неудобны для зрителей; в некоторых театрах это неудобство устранялось тем, что боковые места, выходившие за половину окружности, продолжались параллельно одни к другим, а не по направлению окружности (например, в Афинах и Пирее). Ровно половину окружности места для зрителей занимают только в римских театрах. Греки всегда старались выбирать для постройки театра такую местность, которая представляла бы меньше затруднений и издержек для устройства мест для зрителей и устраняла бы опасность, что они могут обрушиться от большого скопления людей. Наибольшие удобства в этом отношении представлял покатый склон горы, по которому и устраивались сиденья; для боковых мест обыкновенно делались искусственные пристройки. Если не было естественной покатости, то ее заменяли иногда искусственной насыпью, как, например, в Мантинее, Эретрии и пр. Иногда, впрочем, театры устраивались и на ровном месте на массивных фундаментах. Если естественная покатость представляла собой скалу, то прямо в ней вырубались места для сиденья (например, в Херонее, Аргосе, Сикионе, частью и в Афинах), иногда выстилавшиеся потом мрамором; если же покатость состояла из земли, то ее искусственно выравнивали и затем устраивали на ней каменные сиденья Греческие театры были весьма различных размеров: например, в Мегалопольском театре, самом большом из известных нам в Греции, могло помещаться до 44 000 зрителей, в Афинском — до 17 000, самые маленькие театры из числа сохранившихся в развалинах были в Херонее и Псофиде.
Ступени, на которых рассаживались зрители, носили названия: baqra, edrai, edwlia, также qewrhthria (по латыни: ordines, gradus, sedes, sedilia, subsellia, spectacula); слово ikria, обозначавшее деревянные подмостки для зрителей, употреблялось и для обозначения мест в каменных театрах Каждое отдельное место называлось qea, topoV, cwrion (лат. locus), а устроенное в виде кресла — qronoV или kaqedra, словами topoV, cwrion или meroV обозначалась и совокупность мест, предназначавшихся для целых корпораций (например, topoV bouleutikoV, efhbikoV и т. п.), места в самом нижнем ряду назывались proedria, а в первоначальных деревянных театрах — prwton xulon. Ступени делались, по Витрувию), от 1 фута 2 1/2 д. до 1 ф. 6 дюймов вышиною и от 2 до 2 1/2 ф. шириною; приблизительно такие размеры имеют ступени и в сохранившихся развалинах. Передняя часть ступени употреблялась для сиденья, а задняя, обыкновенно несколько углубленная, — для помещения ног зрителей, сидевших в следующем ряду, а также для прохода их на места. Верхняя поверхность плиты для сиденья обыкновенно была горизонтальная, а иногда слегка наклоненная вперед; встречаются также сиденья с углублениями, в которые, без сомнения, клались подушки. Каменные спинки делались редко и то только у рядов, непосредственно примыкавших к проходу; иногда попадаются следы деревянных спинок. Отдельные места, за весьма немногими исключениями, ничем не отделялись одно от другого. Для почетных лиц устраивались особые кресла со спинками, преимущественно в нижних рядах.
Для прохода на места для зрителей устраивались лестницы, восходившие в виде лучей от нижнего до верхнего ряда мест. Для сбережения места лестницы делались очень узкие, достаточные для прохода лишь одного человека (в афинском театре они имеют в ширину немного меньше аршина). Все пространство для зрителей разделялось этими лестницами на клинья (kerkideV, cunei). В больших театрах устраивались один или два широких прохода (diazwmata,baltei, praecinctiones), которые шли параллельно рядам мест от одного конца полукруга до другого; этими проходами ряды делились на два или на три яруса (zwnai).
С обеих сторон, обращенных к скене, пространство для зрителей оканчивалось стенами (analhmmata), которые косою линиею или уступами постепенно понижались соответственно понижению рядов мест; непосредственно за стенами было по лестнице для прохода на места; между стенами и зданием скены были вышеупомянутые проходы (parodoi) в орхестру, через которую зрители по лестницам проходили на свои места; проходы эти были обычно открытые, лишь в театрах римского стиля они имели крыши и тогда назывались yalideV или ayideV. С внешней стороны все пространство для зрителей замыкалось полукруглой стеной, высота которой зависела от свойств покатости (и потому с боков была обыкновенно больше, чем с задней стороны). В более поздние времена вдоль этой стены, за верхним рядом мест для зрителей, устраивались крытые портики, которые могли доставлять зрителям убежище в дурную погоду. В некоторых театрах и с этой стороны были проходы на места для зрителей.
В описанном нами виде театры еще не могли служить для драматических представлений: для них требовались различного рода приспособления, декорации и пр., о чем мы скажем ниже. Представления в V и IV вв. до Р. X. давались только в праздники Диониса, а во все остальное время театральные здания стояли неукрашенными и пустыми; в таком виде они часто употреблялись для различных целей, не имевших ничего общего с драматическими представлениями. Прежде всего они, как в цветущие времена Эллады, так еще более в поздние, служили местом народных собраний. В Афинах уже во времена Демосфена театр был обычным местом собрания той экклесии, которая созывалась по окончании великих Дионисий для обсуждения дел, имевших отношение к празднику. Позднее, приблизительно с половины III в. до Р. X., стали происходить в театре все народные собрания, как регулярные, так и экстраординарные, так что на Пниксе, прежнем месте собраний, народ стал собираться только для выборов магистратов. В других городах Эллады этот обычай также настолько был распространен, что Цицерон видит в нем характерную особенность греческих народных собраний. Эта склонность собираться в театре объясняется, конечно, тем, что театр представлял несравненно более удобное место для размещения собравшегося народа, чем открытая площадь. И в те дни, когда совершались драматические представления, обыкновенно перед началом их, театр служил местом для таких объявлений и провозглашений, которым хотели придать наибольшую гласность и торжественность; так, например, здесь делались провозглашения о венках и других почетных наградах, присужденных народом заслуженным лицам, в Афинах производилось разделение остатков дани, представлялись народу эфебы и сироты убитых на войне граждан, объявлялись имена отпускаемых на волю рабов и пр. До нас дошло из Афин и других государств много почетных декретов, в которых вслед за определением награды делается оговорка, что провозглашение должно быть сделано в праздник Дионисий в театре. Здесь же ставились статуи и делались почетные надписи не только в честь лиц, деятельность которых имела более или менее близкое отношение к театру, как, например, драматических писателей, актеров и музыкантов, но и вообще лиц, оказавших особенно важные услуги государству в военное или мирное время. Театры служили иногда также местом публичных чтений философов, софистов и пр.
Со времен Александра Македонского (благодаря его любви к играм всякого рода, кроме атлетических), театральные представления стали терять свой священный характер и начали устраиваться не только в Дионисовские праздники, но и для торжественного празднования каких-либо важных событий политической и общественной жизни. Рядом с ними стали даваться в театрах и разные другие представления, не имевшие никакого отношения к культу Диониса, как, например, представления фокусников (qaumatopoioi), ученых животных и пр., а впоследствии и перенесенные из Рима гладиаторские игры и звериные травли. В частности, об афинском театре прибавим, что в нем еще со времени Фемистокла происходили раз в год установленные законом петушиные бои.
Театр Диониса в Афинах
До устройства постоянного театра в Афинах возводились деревянные подмостки для зрителей на агоре. Постоянный театр был построен в участке Диониса Элевтерия, находившемся на восточном конце южного склона Акрополя и заключавшем в себе два храма Диониса, фундаменты которых сохранились по настоящее время. Находясь в священном участке Диониса, сам театр назывался to Dionusou qeatron, или to en Dionusou qeatron, или to q. to dionusiakon. O первоначальном виде этого театра у нас нет прямых сведений, о чем приходится тем более сожалеть, что именно в нем ставились самые высокие создания греческой драматической поэзии, принадлежавшие величайшим ее представителям: Эсхилу, Софоклу, Еврипиду и Аристофану. Известно только, что это здание достроил во 2-й половине IV в. известный оратор и политический деятель Ликург во время своего 12-летнего заведования афинскими финансами . С тех пор театр стоял в течение нескольких столетий, время от времени подвергаясь переделкам. Развалины, сохранившиеся после его упадка и разрушения, совершенно скрылись под накопившейся в течение веков землею и только в 1862 г. были вновь открыты при раскопках архитектора Штрака, продолжавшихся Греческим археологическим обществом, а в 1886, 1889 и 1895 гг. окончательно исследованы архитектором Дёрпфельдом. Эти исследования привели к заключению, что сохранившиеся остатки здания скены и мест для зрителей принадлежат именно ликурговскому времени; однако под фундаментами этого здания были обнаружены остатки более древнего сооружения, принадлежащего времени до Персидских войн: найдены две части стены из известкового камня, представляющие отрезки правильного круга; эта стена, вероятно, окружала древнюю орхестру; от мест для зрителей не сохранилось никаких следов; вероятно, это были деревянные скамьи, расположенные по склону горы; здание скены, по мнению исследователей, до Ликурга также было деревянное. Ликурговское здание скены представляло собой продолговатый четырехугольник, по бокам которого выдавались вперед два флигеля (paraskhnia); между ними находилась деревянная декорационная стена (proskhnion). К тому же времени принадлежат мраморные кресла, устроенные для магистратов, жрецов и почетных лиц в нижнем ряду мест для зрителей, но сохранившиеся на них надписи сделаны позднее, в большинстве случаев в начале императорской эпохи *. Позднее, по мнению Дёрпфельда может быть в I в. до Р. Х., деревянный проскений был заменен колоннадой с деревянными pinakeV. Из одной надписи, открытой в театре , видно, что при императоре Клавдии (по всей вероятности — Нероне) было перестроено здание скены, причем, как предполагают ученые, была впервые устроена возвышенная скена, занявшая часть прежней круглой орхестры. В то же время была, вероятно, построена сохранившаяся балюстрада, отделяющая места для зрителей от орхестры, и сама орхестра вымощена мраморными плитами. В III или IV в. по Р. Х сцена вновь была перестроена архонтом Фэдром, о чем свидетельствует сохранившаяся стихотворная надпись.
Форма пространства для зрителей в театре Диониса не совсем правильна; оно образует часть круга, центр которого находился значительно севернее центра орхестры; на северо-востоке этот круг несколько сплющен вследствие того, что скала Акрополя выступает здесь вперед, и с восточной стороны он несколько шире, чем с западной. С северной стороны cavea ограничена искусственно скошенной скалой Акрополя (где в пещере находится ныне часовня Panagia Sphliwtissa), с западной — двумя прочными стенами, с восточной — одной стеной, южная половина которой, как видно из сохранившихся остатков, имела совершенно неправильную форму, со стороны скены cavea ограничена двумя тщательно выстроенными фронтонными стенами, из которых восточная, вследствие указанной неправильности формы театра, длиннее западной на 7 метров. Ступени для сиденья в самом верху высечены в скале, а ниже сделаны из камней, вставленных прямо в землю, без фундаментов. В театре были два diazwmata, из коих верхнее совпадало с дорогой, шедшей через театр с востока на запад, к святилищу Асклепия.
Пространство для зрителей 14-ю лестницами, из которых две крайние лежат у самых фронтонных стен, делилось на 13 клиньев (kerkideV). Большинство мест уничтожено за исключением нижних рядов, ближайших к орхестре. Отдельные места, как кажется, обозначались чертами, врезанными на передней стороне ступеней на расстоянии немного более 1/2 арш. одна от другой; места для ног несколько углублены. На нижней ступени, более широкой чем остальные, стояло 67 кресел из белого пентеликонского мрамора с надписями для лиц, удостоенных проэдрии, именно в 2-х крайних клиньях по 6, а в остальных по 5. Особенно богатыми украшениями отличается стоявшее в середине ряда кресло жреца Диониса Элевтерия. Не сохранилось на местах 15 кресел, но, вероятно, сюда же принадлежат 6 целых или обломанных кресел, найденных в других рядах. За первым рядом находится узкий проход, за которым начинаются обыкновенные места; впрочем во 2, 3 и 5 ряду есть отдельные почетные кресла и, кроме того, на нижних ступенях (не выше 24-й) еще 82 почетных места с надписями, предназначавшиеся преимущественно для жриц *. В некоторых местах театра в разное время были поставлены на пьедесталах статуи выдающихся лиц.
Орхестра имеет форму полукруга и отделена от мест для зрителей хорошо сохранившейся мраморной балюстрадой в l 1/2 арш. высоты. Орхестра искусно вымощена мраморными плитами: за каналом, находящимся непосредственно за балюстрадой, идет по изгибу орхестры узкая полоса из плит пентеликонского мрамора; в обрамленном таким образом пространстве лежат плиты из пентеликонского и гиметтского мрамора, образуя белые и темные ряды; в середине, несколько ближе к скене, чем к балюстраде, лежит 4-х угольная плита из пентеликонского мрамора, образующая середину большого ромба, выложенного плитами из пентеликонского, гиметтского и красноватого мрамора. Эту настилку Дёрпфельд относит к римским временам. Раньше, по его мнению, площадка орхестры была просто усыпана землей или покрыта глиной.
От здания скены сохранилось много фундаментов, принадлежащих разным эпохам. По-видимому, при перестройке здания в начале императорской эпохи стена проскения была выдвинута вперед к орхестре так, что соприкасалась с ее балюстрадой и закрыла собой пароды. Стена была тогда украшена мраморными барельефами, от которых сохранилось 4 плиты в западной ее половине; первая из них представляет рождение Диониса, вторая — почитание его в деревне, четвертая — почитание в городе; на третьей почти те же фигуры, что на 4-й, только в ином порядке. Плиты разделены тремя нишами, из которых в средней сохранилась мраморная статуя сидящего на корточках Силена; она, впрочем, несоразмерна с нишей и, вероятно, вставлена в нее лишь впоследствии, а первоначально имела другое назначение.