...Что касается франков, то благодаря консервативности этого племени их одежда сохранила самобытный характер не только дольше, чем у других народов, но и никогда его не утрачивала полностью, а только постепенно изменялась, усваивая некоторые особенности романо-галльского костюма. В сущности, одежда у франков развивалась довольно самостоятельно.
читать дальшеСамые ранние сведения о первоначальной форме франкской одежды, как и вообще о костюме этого народа в древнейшие времена, мы находим у Сидония Аполлинария около середины V в.: "Волосы у франков длинные и белокурые, глаза голубые; крупные и крепкие члены их обхватывает плотно прилегающая к телу одежда, и одни только колени непокрыты. Вокруг тела франки носят пояс; боевыми секирами они поражают врага с известного расстояния; шутя владеют щитом и натиском своим опережают бросаемое в них копье. С младенческих лет потехой для них стала война; когда они побеждены, они не знают страха и храбры до самой смерти". Сказанное подтверждается свидетельствами Прокопия и продолжателя его "Истории" Агафия из Эолиды.
Об этой эпохе владычества Меровингов мы находим более подробный рассказ у Григория Турского, указывающего, что вскоре после утверждения своей власти короли и знать стали с жадностью собирать богатства и предаваться неумеренной роскоши. Особенно в этом отношении отличался двор Хлодвига. Государственная казна, обогатившись значительными сокровищами, захваченными этим королем у Аларика, и имуществом, отнятым им у многих франкских князей, достигла огромнейших размеров в правление Хильперика I.
До чего доходила расточительность среди знати в те времена, покажут два примера, выбранные из многих.
"После смерти младшего сына Хильперика и Фредегунды, королева в печали своей приказала сжечь принадлежавшее умершему платье из дорогих материй и предметы украшения. Для отправки этих вещей потребовалось не менее четырех телег. Золотые и серебряные вещи она велела расплавить и убрать подальше, чтобы ничто не напоминало ей о ее горе".
"Собирая приданое для своей дочери Фредегунды, она прибавила столько золота, серебра и одежд к множеству драгоценностей, которые даны были Хильпериком, что последний при виде всего этого стал опасаться, что у него ничего не останется. Взглянув на него гневно, королева, обращаясь к франкам, сказала: "Не думайте, что я что-нибудь взяла из королевской сокровищницы. Все, что вы видите здесь, принадлежит мне". Но вещей было столько, что для отправки золота, серебра и всех прочих предметов украшения потребовалось пятьдесят телег".
Каковы были эти украшения, мы можем получить представление по результатам археологических раскопок захоронений железного века и из письменных источников того времени. По тем и другим свидетельствам видно, что, кроме роскошно отделанных поясов, разных украшений для одежды в виде обшивок и золотого шитья, в это время, как и прежде, у мужчин и у женщин главное место занимали золотые браслеты и кольца, диадемы и ожерелья. В особенности высоко ценились богато украшенные пояса и застежки, об этом можно судить по богатству их форм и отделки. Что касается характера орнамента на этих предметах, то в них, как и в северных захоронениях, преобладают свойственные северному искусству своеобразные змеевидные, нередко весьма искусно переплетающиеся извивы. Украшения часто состоят из механического соединения двух различных металлов, главным образом из прокладки серебром по железу.
Единственное указание, по которому можно судить о покрое и фасоне одежд, - это облачение, пожалованное греческим императором Анастасием Хлодвигу при наречении последнего консулом и патрицием, причем ему вручены были и знаки, присвоенные этому званию: длинная пурпурная нижняя одежда, пурпурная мантия и диадема. Судя по всему, после Хлодвига, по крайней мере у знати, в торжественных случаях стала все более входить в употребление одежда, обычная среди знатных римлян в западной и восточной римских столицах; хотя, возможно, именно по образцу этой римской одежды развился древнефранкский костюм. В таком случае можно считать верным изображение упоминаемой одежды на фигурах в порталах некоторых северофранцузских соборных церквей, например в Корбеле, Шартре, Бурже и пр. Фигуры носят отпечаток древности, хотя они изваяны не позже конца XII в. По преданию, корбельские фигуры - изображения самого Хлодвига и супруги его Клотильды (http://static.diary.ru/userdir/1/9/...355/8882639.jpg). Это предположение основано на том, что одним из отличительных признаков королей династии Меровингов считались длинные пышные волосы, за что народ прозвал их кудрявыми королями; другой их атрибут - копье.
[Герман Вейс Г. История материальной культуры: Глава 3. Народы Южной и Средней Европы (италийцы, остготы, лангобарды, бургунды, франки, германцы), С. 16. Энциклопедия материальной культуры. Герман Вейс, С. 1883 (ср. Вейс: История культуры, С. 574-575)]