09:30 

Писатель Андрей Круз (1965-2018)

Хозяйка книжной горы

Вчера умер писатель-фантаст Андрей Круз. Он запомнился читателям сериями "Я иду домой!", "Земля лишних", "Эпоха мертвых", "Нижний уровень" и др. Ему нравилось писать о сильных людях, об оружии и специальной амуниции, но как справедливо заметил А. Пехов о книге "Я иду домой", Круз рассказывал не о зомби, и не об оружии, а о любви к жене.

@темы: Писатели, Книги

19:42 

Концерт в библиотеке

Хозяйка книжной горы
Вот так в Нижегородской областной библиотеке проходят концерты. Зал полностью заполнен, мест не хватает и проходится приносить дополнительные стулья и скамьи. И все равно люди стоят даже в дверях. Не удивительно, концерты в библиотеке проходят бесплатно.

@темы: Праздники, Белый зал, "Пусть музыка звучит!", Музыканты, Артисты

17:49 

День рождения писателя Павла Амнуэля

Хозяйка книжной горы

Павел (точнее, Песах) Амнуэль родился 20 февраля 1944 года в Баку.
В 1967 году он закончил физический факультет Азербайджанского государственного университета и 23 работал в лаборатории физики звездных атмосфер — сначала в Шемахинской астрофизической обсерватории, а с 1979 года — в Институте физики в Баку. Темой диссертации, защита которой прошла в Ереване в 1972 году, было исследование способов обнаружения нейтронных звезд.
В 1970-1980 годах Амнуэль занимался изучением захвата нейтронными звездами межзвездного газа, исследованием способов обнаружения релятивистских звезд в двойных звездных системах, эволюцией планетарных туманностей и т.д. В 1974 году в соавторстве с О. Х. Гусейновым ученый опубликовал статью, в которой утверждал, что космический рентгеновский фон создается множеством дискретных слабых источников, и только недостаточная чувствительность аппаратуры не позволяет разложить наблюдаемое излучение на отдельные объекты. В то время гипотеза вызвала резкую критику со стороны практически всех астрофизиков, занимавшихся исследованием рентгеновского космического фона. И лишь в начале 2000 года исследования с помощью аппаратуры спутника "Чандра" доказали, что рентгеновский фон действительно создается дискретными источниками, а не горячим газом. В 1978 году Амнуэль опубликовал в "The Astrophysical Journal, Supplemet Series" в соавторстве с О.Х. Гусейновым и Ш.Ю. Рахамимовым самый полный по тем временам Каталог рентгеновских источников, где были собраны полные данные по 625 объектам. Каталогом пользовались как советские, так и американские ученые при подготовке наблюдений с борта космических аппаратов.
Павел Амнуэль выпустил большое количество научных работ, а также написал четыре научно-популярные книги, но одновременно был известен как один из ведущих мастеров "твёрдой" естественнонаучной фантастики. При этом писать он начал очень рано. Еще в 1958 году в возрасте 15 лет школьник Амнуэль написал рассказ "Икария Альфа", опубликованный журналом "Техника-молодежи", в котором затрагивались проблемы многообразия жизни во Вселенной и контакта с инопланетными (в данном случае, с инозвездными) разумами. Писатель-фантаст Евгений Львович Войскунский, в начале 1960-х руководивший в Баку комиссией по научно-фантастической литературе, писал о нем: "Павлик Амнуэль был из вундеркиндов, с детства сочинял фантастические рассказы. Кто-то из моих знакомых привел его, стеснительного худенького школьника с огромной шевелюрой, ко мне домой, и я прочитал его рукопись. Вещь была ученическая, то и дело сбивалась на красивости, но — свидетельствовала о несомненной литературной одаренности мальчика. Теперь, когда я пригласил Павлика в комиссию, он уже был студентом физмата университета. Его интересовали звезды — он о них писал и готовился стать (и стал) астрофизиком. Амнуэль, ныне известный писатель-фантаст, — убедительное опровержение расхожего мнения, будто из вундеркиндов ничего серьезного не получается".
У Амнуэля получалось все — и наука, и литература. И, конечно, его любимыми темами были звезды и поиск инопланетного разума. Позднее эти темы вместе с мечтой дойти "пешком до звезд" и идеями по выработки особой методики воспитания гениев и прогнозирования открытий стали традиционными для писателя. Идеальным местом действия в произведениях писателя являлись обсерватория, лаборатория или космическая станция. В своем и чужом творчестве П. Амнуэля прежде всего интересовали выдвигаемые авторами научные идеи. Не случайно, разрабатывая совместно с инженером и писателем-фантастом Г.Альтовым критерии, по которым должны оцениваться научно-фантастические произведения, оба автора выше всего ценили новизну и убедительность выдвинутых писателями научных идей и лишь потом их человеческую ценность и художественные достоинства.
Правда, были среди произведений Амнуэля и те, что не укладывались в идеальный мир науки. В этих произведениях описание научных идей отходит на второй план и автор больше внимания уделял проблемам взаимоотношений человека и общества, человека и природы. Как правило, подобное происходило в произведениях, описывающих миры неблагополучия, где повествование автора сбивалось в памфлет или же переходило в лирику. Как правило, все эти миры неблагополучия находятся где-то далеко. В Соединенных Штатах, где безответственный эксперимент полностью меняет весь мир (рассказ "Невиновен!" -- впрочем в данном случае сатирическая направленность рассказа смягчается неожиданным и парадоксальным концом в духе Р.Шекли) и где ВПК преследует ученого-мутанта, а затем уничтожает его (повесть "Взрыв"). Или же на другой планете, укрытой непроглядными тучами и туманом, где лишь немногие люди осмеливаются покинуть безопасность своих деревень, уйти странствовать, подняться в горы и увидеть солнце (повесть "Выше туч, выше гор, выше неба").
В 1990 г. Амнуэль репатриировался в Израиль и там написал больше фантастических произведений, чем за все предыдущие годы жизни. Возможно, потому, что в 1994 году оставил науку, полностью сосредоточившись на литературе — как редактор и писатель. Некоторое время после переезда он еще продолжал создавать произведения, в которых прежний идеальный мир будущего сменился тягостным миром настоящего, с его национальными и религиозными распрями, бездушием, охватывающим все стороны жизни, и торжеством невежества. Даже обсерватории и исследовательские институты превратились в этих творениях в сборища склочников и невежд. А потом для Амнуэля открылись новые темы, связанные с историей будущего и альтернативной историей Израиля. В сборнике рассказов "Институт альтернативной истории" настроение автора колеблется от трагического до безудержного веселья. Он то спрашивает, почему Всевышний столь суров к своему народу, то жизнерадостно рассказывает о каком-нибудь удачном ответвлении еврейской истории. То повествует о трудной доли репатриантов, то весело сообщает, как Израиль XXI века благополучно выпутывается из очередной проблемы. Роман "Люди кода" рассказывает о скрытых смыслах Торы и пришествии Мессии, что приводит к Исходу человечества с Земли и открытии перед ним Вселенной. Борис Стругацкий отзывался о романе так: "Произведение необычное, странное, даже диковатое. Я читал его с огромным удовольствием и рекомендую всем, кто еще не читал".
Павел (Песах) Амнуэль продолжает активно писать и публиковаться, и я рада, что в Нижегородской областной библиотеке довольно много его произведений, как книг, так и рассказов и статей в журналах. Он часто становится номинантом премий, а временами и получает их. Так, Амнуэль является дважды лауреатом Беляевской премии, лауреатом премии "Аэлита", литературной премии им. И. Ефремова и др.
Надеюсь, знакомство с его творчеством будет для вас увлекательным!

@темы: Дни рождения, Писатели

15:19 

Lady Manhattan
Авторская бижутерия
ДЛИННЫЕ БУСЫ "МИРИАДЫ ЗВЕЗД"

Лазурит символизирует удачу, успех и благополучие. Он помогает воплощению планов и проектов, укрепляет дружбу. Лазурит считали камнем искренности и дружелюбия. Дипломатическим подаркам, включавшим лазурит, верили больше чем словам - они считались знаком подлинного дружелюбия. Издавна отмечено, что глубокий синий цвет лазурита умиротворяет, помогает освободиться от депрессии, способствует спокойствию, развивает интуицию. Йоги применяют лазурит для очистки ауры от негативных влияний, тревожных мыслей, старых воспоминаний, огорчений и прочего, что следует стереть в памяти.

Лазурит, посеребрение и мельхиор, металл. Длина подвески ~ 13 см. Длина цепи на фотографии ~ 76 см.
1150 руб.

Доставка по Москве бесплатна до вашей станции метро при условии предоплаты 100%. Встреча на станции или у турникетов.




читать дальше

@темы: бижутерия, перешлю заказ по России

13:07 

Доступ к записи ограничен

НАШ ВЕЧНЫЙ СПОР
А как насчет поотмывать стены?!
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

10:25 

К Дню защитника Отечества

Хозяйка книжной горы
20 февраля (вторник) в 18:00 ч. в Белом зале Нижегородской областной библиотеки состоится концерт ансамбля песни и пляски Приволжского округа ФС национальной гвардии России под руководством подполковника А. Г. Косых.

@темы: "Пусть музыка звучит!", Артисты, Белый зал, Музыканты, Праздники

16:13 

История одной книги

Хозяйка книжной горы
Азбука в научение младым детям 1643 года ⁄ Изд. Н.А. Маркса. М.: Тип.-литография И.И. Иванова, 1910.

Издание Императорского Московского археологического института воспроизводит рукописную азбуку-пропись 1643 года из собрания Румянцевского музея (ныне — Российская государственная библиотека). Факсимильное издание рукописи в 1910 году было подготовлено археографом, преподавателем Археологического института Никандром Александровичем Марксом, изучившим и опубликовавшим ряд азбук XVII века.
Нет, пожалуй, ни одного современного человека, который никогда не держал бы в руках АЗБУКУ, или БУКВАРЬ.
Азбука — одна из самых распространенных, но в то же время и одна из самых редких книг. Каждый обращался к ней, когда делал первые шаги в познании мира и языка, но редко азбуки находят свое место на полках домашних и публичных библиотек. Отжив свой век и сослужив свою важную службу, они часто теряются на чердаках и в сараях. Между тем именно по азбукам можно составить наиболее яркое предс­тавление о том, как изменялись вкусы, идеалы, взгляды на мир от десятилетия к десятилетию, как изменялись образы героев иллюстраций и, кроме того, как менялись сами азбучные истины и формы их донесения до читателей. А кому, как не азбукам, надлежало доверять детей, делавших первые шаги в учебе.
Азбука (от «аз» и «буки») — то же, что алфавит, чаще всего используется для обозначения кириллического алфавита.
Рукописные азбуки в виде свитков и кодексов существовали в XVII веке наряду с печатными букварями и азбуковниками. Азбука-свиток, предназначенная для обучения молодых людей скорописному письму, создана в Вологде при царе Михаиле Федоровиче. Ее составил (или, возможно, только переписал) вологжанин Федор, имя которого указано тайнописью в верхней части свитка.

На бумажной ленте шириной 15 см и длиной более 5 м запечатлены буквы алфавита от «аз» до «ижицы», с приведением используемых в скорописи способов их начертания, слогов и слов. Орнаментальным рукописным инициалам, помещенным с левой стороны свитка, соответствуют лаконичные инициалы справа, выполненные киноварью.
В качестве образцов для переписывания предложены тексты грамот, челобитных, заемных писем и других документов, составленных по форме, принятой в делопроизводстве XVII века. В азбуке приведена и форма полного царского титула. В прописи включены молитвы, фрагменты библейских текстов, афоризмы.

Взгляды составителя на процесс обучения выражены сентенцией: «Виноград зелен, да не сладок; млад ум, да не крепок. Добро того учити, кои бы внимал, а старого учити, кои конь не обуздан водити».
Более подробно здесь
запись создана: 09.06.2012 в 08:57

@темы: Проекты библиотеки, Отдел редких книг и рукописей, Мир старинной книги

10:33 

Январские краеведческие чтения: как это было

Хозяйка книжной горы
31 января 2018 года в Белом зале НГОУНБ состоялись 455-е Краеведческие чтения. В начале состоялось награждение активистов общества «Нижегородский краевед» по итогам 2017 года. За активную работу по популяризации краеведения были награждены первичные организации общества "Нижегородский краевед".. Ковернинская краеведческая организация, которую возглавляет И.С. Харичев, за 2017 год провела 5 заседаний краеведческого общества и 18 конференций краеведов Ковернинского района. Краеведы при поддержке редакции районной газеты "Ковернинские новости" издают ежеквартальное приложение "Краеведческий вестник". Председатель общества "Нижегородский краевед" Ф.А. Селезнев вручил И.С. Харичеву книги по истории Нижегородского края. Также были отмечены активные участники Краеведческих чтений В.А. Гурьев, Б.С. Извеков, Т.Л. Грачева, В.В. Вяхирев. Дипломы действительных членов общества "Нижегородский краевед" были вручены С.М. Ледрову, Т.В. Кучеровой и А.А. Сорокину.
"Ярилина гора в Нижнем Новгороде" -- так звучала тема исследования Ф.А. Селезнева, д.и.н., профессора ННГУ, председателя общества "Нижегородский краевед".

Ярила -- славянский бог, которого нижегородцы чтили до второй половины XIX века, сближая, а потом и отождествляя с христианским Иоанном Крестителем — Купалой. Описания праздника Ярилы есть в произведениях П.И. Мельникова-Печерского. Он был распространен в южной части современной Нижегородской области. Также упоминание о Ярилином поле встречается в повести М. Горького "Детство". Местом Ярилиной горы является, по всей видимости, Гребешок. До середины XIX в. Гребешок называли Ярилой. На Гребешке стоял храм Иоанна Предтечи. Может быть, праздник Ивана Купала привязан к месту, где находился храм. Ф.А. Селезнев высказал предположение, что с ростом Нижнего Новгорода место, называемое Ярилиным полем, смещалось в сторону Арзамаса. Ярилина гора вряд ли существовала, а Ярилин овраг остается загадкой. Доклад Ф.А. Селезнева вызвал оживленную дискуссию.
Более подробно о заседании общества здесь.

@темы: Белый зал, Клубы и объединения

Собирая информацию

главная